Иностранные языки с пелёнок – не рано ли?

В психологическом центре «Любимый ребенок» малыши начинают своё «изучение иностранных языков» практически с рождения, а некоторые и еще раньше (да-да, и до него: на занятиях для будущих мам, в группах дородового развития зарождаются языковые способности еще не родившихся малышей). В связи с тем, что это непривычно для восприятия многих нам часто приходится слышать: «А не рано ли, ведь он еще не умеет говорить по-русски?» или «он ничего еще не понимает?». Действительно, не рано ли? Не так легко молодым родителям определиться с собственным ответом, мнения разделились даже у специалистов. Поэтому давайте остановимся на вопросе: когда же лучше всего начинать заниматься иностранными языками с ребёнком и рассмотрим мнения психологов, выступающих как против столь раннего развития, так и за него.

Кто против?

Противники раннего обучения иностранным языкам опираются на компетентное мнение ведущих психологовпрошлого столетия. Лев Семенович Выготский прекрасно описал в своих трудах две линии в детском развитии: развитие мышления и развитие речи. Когда эти две линии соединяются происходит неимоверный всплеск в развитии ребенка. Родители 2,5-3-х летних малышей все без исключения с восторгом и умилением наблюдают этот процесс. При этом он не рекомендует до этого момента изучать с малышом иностранные языки, считая, что удвоение за счет другого языка усваиваемого ребенком объема слов может задержать его развитие.

Кто за?

Сторонники раннего изучения языков находят опору в самой жизни. Директор Института развития потенциальных возможностей человека в США Глен Доман говорит: «Невероятная способность к языкам в первые годы жизни является чудом, превосходящим всякое понимание. Иностранному языку легче обучить годовалого ребенка, чем семилетнего. И это можно объяснить лишь тем, что все дети – лингвистические гении». Основатель фирмы SONY и создатель Японской ассоциации раннего развития детей Масору Ибука так и назвал свою книгу: «После трех уже поздно». Валерий Александрович Куринский, автор «Автодидактики» – универсального метода самообучения, который мы развиваем для детей в нашем центре, – рассказывает о радости одной японской девушки, только начинавшей изучать русский язык. Когда она, будучи в гостях в русской семье, встретила маленькую девочку: их уровень речи был одинаковый. Но каково удивление ее было через год – их уровень был уже несравним!

Почему раннее развитие эффективно?

В психологии детского развития также существует понятие о сензитивных периодах – периодах наиболее чувствительных к той или иной стороне развития. Так возраст до 3-х лет считается сензитивным периодом для развития речи. Известно, что если ребенок до 3-х летнего возраста не будет слышать человеческую речь, он уже никогда не научится говорить. Если Ваш ребенок не будет слышать родную речь, он так и не заговорит на ней. Поэтому, малыш еще не умеет разговаривать, но мы заботливо окружаем его своей речью. Так почему же мы спрашиваем, зачем с ним говорить на иностранных языках так рано? Ведь чем более разнообразную речь будет слышать ребенок в этом возрасте, тем богаче будет его развитие!

Немного физиологии

Мы знаем, что к моменту рождения, не заканчивается формирование мозга. Мозг ребенка формируется к 3-м годам. Каждый язык имеет свой речедвигательный уклад и соответственно разные движения речевого аппарата. Речевой навык сложен и тонок. Восприятие малышом разных языков и собственные речевые движения способствуют более совершенному развитию мозга. При этом различные речедвигательные уклады способствуют развитию разных мышц языка. Если язычок малыша будет укрепляться при произношении не только родных, но и иностранных слов, ответьте сами, может это вредить его русской речи? Конечно, нет, вопреки бытующему на этот счет мнению некоторых логопедов. Правда в этом случае есть одно архиважное условие: правильная артикуляционная подача речи. Каждая мамочка, разговаривая со своим малышом, практически интуитивно (иногда сама не осознавая этого) выговаривает слова более медленно и более четко, чем в обычной речи. Точно такая же подача необходима малышу и в случае иностранной речи. Поэтому, прежде чем начать обучение малыша, мы обучаем мам.

Итак, совсем неважно, что ребёнок не говорит ещё по-русски. Организуя процесс обучения иностранным языкам в этом возрасте, мы способствуем развитию мозга, фонематического слуха, языковых способностей, не говоря уже о накоплении куда более богатого речевого опыта. От нас зависит разнообразие речевой стимуляции, параллельно же дозревает физиологически речедвигательный аппарат ребенка и к определенному возрасту его речь станет чистой,– и уже не только русская. Но мы не забываем, что для этого совершенно необходимо чтобы ребёнок слышал правильное произношение.

Тот же Выготский, отрицая раннее изучение иностранных языков, делает исключение для так называемых билингвальных семей, где как раз ребенок и находится в среде чисто говорящих на разных языках взрослых. Жизнь показывает, что дети в таких семьях легко и естественно осваивают одновременно два языка и это никак не вредит их развитию.

К тому же это время, когда ребенок впитывает все, как губка. Согласно психологическим взглядам, ведущая деятельность, в процессе которой происходит основное развитие ребенка в этом возрасте направлена на познание окружающего мира с помощью близких любящих взрослых. Именно в этом возрасте лучше всего формируется познавательная направленность малыша.Если мы упустим для обучения эти годы, потом развивать ее будет гораздо сложнее.

Развивайтесь правильно!

Главное – развивать ребенка правильно. Кидаясь в океан всевозможных методов раннего развития, очень легко, к сожалению, подавить интерес малыша, а наша задача, наоборот, его развить. И это уже другая, еще более важная задача родителей в воспитании в целом и, особенно, в этом возрасте. И это – другое и еще более важное достоинство автодидактического метода. Он учит нас КАК правильно организовать процесс обучения, а лучше сказать, само наше общение с малышом, сделать его развивающим и обучающим, поставить наше взаимодействие с ребенком в семье, в быту на более высокую культурно-развивающую ступеньку. Мы все читаем нашим детям сказки, стихи и другие книжки, в течение дня или на ночь, – почему бы нам не делать это на нескольких языках, на языке оригинала? не продолжать учиться и развиваться вместе с малышом?

Не надо бояться перегрузить ребенка. Эти опасения также нередко звучат в словах родителей. Перегрузить ребенка в этом возрасте практически невозможно, вы просто не сможете удержать внимание малыша ни одной лишней секунды. Наоборот, следовало бы опасаться недогрузить и опоздать.

Можно изучать с малышом английский язык. Однако опыт показывает, что наиболее эффективно и дает максимальный развивающий эффект одновременное изучение трех иностранных языков.

Наши разработки

В нашем Центре разработан оригинальный и уникальный комплекс игрушек, книжек,пособий «Семейный полиглот». Они помогут легко и с удовольствием поставить произношение, научиться читать, набрать лексику. Пособия могут быть успешно использованы для развивающего обучения малышей и в семье, и в развивающих студиях.Готовится электронная версия обучающего словаря.
Новый метод чтения «Маленькие читолюбы» научит читать Вашего малыша сразу на 4 языках (русский, английский, французский, немецкий). Счет-полиглот продвинет малыша в математике и тоже сразу на 4 языках.

О. В. Грибкова
«Мой дом» №24, 2008, Краснодар