Ваша Светлость и Его Высочество Развитие

Нас всех объединяет любовь к детям и желание создать наилучшие условия для их развития. В этом контексте понятие Ваша Светлость немыслимо и неосуществимо без Его Высочества Развития.

Займемся воспитанием

Уже в течение многих лет, занимаясь психологической подготовкой к родам, помогая будущим родителям сделать это событие радостным и счастливым, задаю всем и, прежде всего, себе основной вопрос: «А что потом?» Помогая женщинам сделать свои роды максимально мягкими и комфортными и для самой матери и для ее малыша, я задаюсь вопросом: «А ради чего все это?»

Для чего приходит ребенок в этот мир? Как не подавить, а наоборот, раскрыть его талант, творческий потенциал, развить его способности, помочь ему реализовать свою неповторимую глубинную сущность, которую он приносит с собой? Это ребенок. А мы родители? Как найти свое место в этом процессе? Что мы можем сделать? На что мы имеем право? Что зависит от нас, а что не зависит? В чем наша родительская ответственность? В чем наша задача: освободить место своим детям, стать «предыдущим поколением» или быть рядом, любить, расти и развиваться вместе с ними?
Я задаю эти вопросы себе как профессиональному психологу, себе как матери четверых детей, себе как женщине и просто человеку.

Мой ответ на них стал моим личностным, материнским и профессиональным кредо. Мой ответ на эти вопросы — это смысл моей жизни, смысл моего материнства, смысл моего профессионального и личностного бытия.
Будущие родители часто спрашивают: когда начинать? Начинать готовиться к родам? Учить ребенка иностранным языкам? Читать Шекспира?

Наше правило такое: чем раньше, тем лучше и лучше поздно, чем никогда. Английская мудрость гласит: чтобы воспитать леди, надо начинать с ее бабушки. Кто-то сказал, что начинать готовиться к родам надо за девять месяцев до рождения матери.

Последние десятилетия много говорят и пишут о раннем развитии, дородовом воспитании и обучении. Наши деды наставляли: воспитывать надо, когда поперек лавки лежит, когда вдоль – уже поздно. Сегодня наука утверждает, что начинать надо еще раньше. Хотя и на Руси, равно как и в других культурах, знали об этом испокон веков.
Считалось, например, что чтобы родить талантливого, одаренного ребенка, будущая мама должна смотреть на красивое. Здесь идет разговор о том, как состояние матери во время беременности влияет и на развитие характера малыша, особенности его нервно-психического реагирования, уровень способностей. Но если продолжить разговор об одаренности, начатый в первом номере журнала: разве мы дерзнем предполагать, что мудрый и вселюбящий Господь как-то избирательно одаривает людей: одних одаривает, а других нет, один одаренный, а другой нет? Очевидно и понятно всем, что далеко не каждый раскрывает этот дар. И снова возникает вопрос: спонтанно, как цветок, раскрывается этот дар или не обойтись без заботливого садовника? Что делает садовник в саду? Разве он определяет, что вырастет из того или иного семечка? Конечно, нет! Все это уже изначально присутствует в самом семечке. А вот уцелеет побег или погибнет под неблагоприятными внешними воздействиями, будет слабым, низкорослым или свободно раскинет свои устремленные к свету ветви, может во многом зависеть от садовника. Садовник не только стремится создать более благоприятные условия для развития, но и определяет качество, направленность этих условий. Исходя из чего?

Кто есть человек?

Если говорить о развитии ребенка, такими садовниками становимся мы, родители, и первым делом нам следует уяснить, что мы хотим развивать и главное — для чего. Развитие – не бесцельное движение. Разговор о развитии, воспитании, обучении ребенка начинается с разговора о целях. Какие цели мы преследуем своими воспитательными, развивающими и обучающими действиями? Какие цели ставит сам человек, семья, общество?

Доктор богословия В.И. Осипов в одном из своих публичных выступлений напоминает нам ответ на вопрос, который звучит в эпиграфе к статье Пирогова 1856 года «Вопросы жизни»: «Кем мы хотим сделать своего ребенка? Ответ может кому-то показаться неожиданным: «… человеком». Но кто есть человек?

Мы хотим, чтобы наш ребенок был здоров. Однако, как мы понимаем здоровье? Здоровье физическое, душевное, духовное? Расставляем ли мы приоритеты между этими уровнями? И не так, на словах, а реально, в быту, в нашей действительной повседневной жизни.

К сожалению, можно сказать, что наша медицина не знает, кто такой человек. Движение медицины по пути прогресса сопровождалось процессом все более узкой специализации, которая привела к тому, что врач лечит отдельный орган, реже систему органов, и уж тем более не весь организм. Хотя недостаточно даже лечить организм в целом, не учитывая особенностей личности пациента, его убеждений, которые тоже принимают участие в состоянии здоровья. Более полувека развивается психосоматическое направление, но мы не можем сказать, что оно и сегодня укоренилось в сознании врачей.

Очень легко с самых разных сторон показать, что нет человека и в нашем образовании. Образование ориентировано не на развитие человека, а на подготовку специалиста через накопление преимущественно готовых знаний и в какой-то мере формирования навыков. Мы говорим о том, что наука бездуховна, в нее не заложено то, в каком ключе будут использованы те или иные знания. В педагогическом процессе в погоне за учебными достижениями, выполнением учебных планов в лучшем случае развиваются умственные левополушарные способности, и практически за бортом — развитие мышления, по сути своей, как умения мыслить, развитие души ребенка. Нет курса в нашей школьной программе, который бы целенаправленно развивал, к примеру, эмоциональную сферу, самонаблюдение и другие психологические способности. И уж тем более риторически прозвучит вопрос: в каких образовательных учреждениях ставится вопрос о чистоте помыслов, самоидентичности, проживаемых в процессе обучения душевных состояниях, об истинно духовном развитии?

Увы, не лучше ситуация в психологии. Призванная и в медицине, и в образовании обращать внимание изучающих на целостность человека, она сама разделилась в своем предмете на множество школ и направлений, утратив эту целостность.

И все же кто такой человек? Что есть самое главное в человеке? Что отличает его от братьев меньших? Какие есть такие сугубо человеческие, антропные, как называет их В.А. Куринский, способности?
Рождаемся ли мы тем, кого называем «человек»? Что нужно сделать, чтобы новорожденный стал человеком? И достаточно ли того, с чем рождается ребенок, чтобы он стал человеком? Является ли человек таковым по своему естественному рождению с последующим за ним естественным развитием?

Биологическое или социальное?

Психологи говорят о парадоксах человеческого развития.

Первый парадокс состоит в том, что человек, будучи самым высокоорганизованным существом в биологическом мире, в момент рождения – самый беспомощный. Зайчонок, например, уже в первый день своей жизни может двигаться, худо-бедно скрыться от опасности, найти травку, а стало быть, накормить себя. И так со многими животными. Ребенок человека при рождении абсолютно беспомощен, он не способен выжить без посторонней помощи. И в то же время отсутствие жестко фиксированного способа передвижения в момент рождения, огромная пластичность человеческого мозга дают возможность овладеть самыми разными видами движений. С возрастом он научится не только ползать, ходить, бегать, но и кататься на лыжах, коньках, танцевать, кто-то будет заниматься фигурным катанием и балетом.
У человека — и это рассматривается как второй парадокс развития — самый длительный период детства в отличие от всех живых существ. Сколько предстоит ребенку постичь и освоить для того, чтобы стать взрослым, для того, чтобы вступить и начать вести независимую самостоятельную жизнь.

Многие столетия ученые спорили, какое в первую очередь человек существо: социальное или биологическое. Одни доказывали одно, другие — другое. Интересно, что социальная сущность человека уже предопределена биологически, как раз этой беспомощностью при рождении. Ребенок не выживает без взаимодействия, без ухода за ним, без общения, без внимания, заботы и, главное, любви. И психологи говорят о социальной ситуации развития человека с самого момента его рождения. А на самом деле еще и раньше. Социальной является и ситуация его внутриутробного развития. Физическое развитие малыша до рождения зависит от эмоционального состояния матери, от той любви, которая к нему направлена.

Но нам мало говорить только о социальной ситуации развития. Смысл не просто во взаимодействии с другими людьми. Это еще и культурная ситуация развития. На протяжении всей истории развития человечества мы видим его стремление к красоте, закрепленное в результатах его деятельности и творчества, начиная от быта крестьянской избы до необъятных коллекций, собранных в лучших художественных музеях мира.

Есть и еще один, если можно так сказать, артефакт человеческой деятельности. Животные тоже обустраивают свои жилища, некоторые даже создают их сами, птицы вьют гнезда. Только эта деятельность обусловлена физическими потребностями: укрыться от непогоды, создать потомство. Человек же не только всегда стремился украсить свое жилище, не только строил дворцы, но человек еще возводил и продолжает возводить храмы.

Помимо художественной литературы мы имеем священные и святоотеческие писания. Мы говорим не только о нравственном развитии, определяемом высокими нормами социального взаимодействия, не только о хороших благородных поступках, но и о духовном развитии, которое не сводится к сугубо нравственному. Не сводится, потому что здесь важен уже не просто факт совершения добрых дел, а то, что стоит за этим — внутренние мотивы, намерения, состояние души и чистота их.

Рождение личности

С чего начинается духовное развитие? Происходит ли духовное развитие в нас естественным образом, или оно определяется тем, что уже сверх нашего естества? Как и в какой момент зарождается в нас то, что мы называем совестью и многие понимают как образ Божий внутри каждого человека? Каково ее происхождение?
Ответ на вопрос о целях воспитания, обучения и развития должен начинаться с цели духовного развития, если мы действительно говорим о рождении и становлении человека. Неизбежно и неразрывно связан он с ответом на вопрос о смысле жизни. Нам его отчасти подсказывает нам само слово «воспитание», понимаемое как вос-питание, то есть питание ребенка не только физической пищей, но и тем, что необходимо для восхождения души к высотам духовного развития, к глубинам нашего истинного «Я».

Может родитель помочь ребенку прийти к самому себе, если он сам не прошел этот путь? Может ли родитель желать своему ребенку того, чем не горит ежесекундно сам? Желать-то может… Как профессиональный психолог и как мать я поняла, что самое главное, что мы можем делать, это не «воспитывать», а постоянно развиваясь, работая над собой, познавая новое, приобщаясь к шедеврам человеческой мысли и духовного развития, делиться с детьми своими удивлениями, восторгами, открытиями.

У меня перед глазами всегда образ сеятеля, который идет по полю с сумкой через плечо, щедро сея семена в благодатную почву, возделанную нашей добротой, вниманием, заботой, любовью. Он идет, не зная, когда взойдет, когда прорастет это семечко, он не будет тянуть за уши нежный росток, потому что он идет и идет дальше, не останавливаясь. И семена в его сумке не кончаются, потому что нам никогда не пересмотреть, не переслушать, не перечитать ни всех шедевров мировой культуры, развивающих наше чувство и восприятие прекрасного, ни всего святоотеческого наследия, обращающего нас к осознанию и постоянной внутренней работе нашей души. А реальность такова, что семена всходят и всходят, каждое в свое время, удивляя и радуя нас. И происходит это без бесплодного насилия и вызывающего ответный протест подавления.

Я всегда говорю будущим мамам: «Я сейчас могу точно сказать, как вы будете относиться к своему малышу». Заносчиво? Суперпсихолог? Но я пойду дальше: я утверждаю, что и вас сейчас этому научу. Да потому что это проще простого: не иначе, как мы сейчас относимся к самим себе, к своей душе, своим душевным проявлениям и движениям.
И, на мой взгляд, в большей степени это определит, станем ли мы как родители заботливыми садовниками, будем ли мы духовными наставниками для своих детей.

Вопрос выбора

Это не предложение готовых рецептов, оценок и суждений, а приглашение к большому разговору, приглашение к размышлению, с которого должен начинаться разговор о развитии и, в частности, раннем развитии. Наше понимание и наши собственные ответы могут стать нашей путеводной звездой в океане разнообразных методов раннего развития и обучения. Нужна ли динамическая гимнастика, закаливание? Зачем заниматься иностранными языками? Что дает больший результат: занятия по методике Домана или Монтессори? А может лучше строить обучающий процесс на основе автодидактики? Или лучше учить ребенка по кубикам Зайцева? Нужны ли энциклопедические знания в таком раннем возрасте? На полках появляются все новые и новые программы развивающего обучения одного, другого, третьего … несть числа. Что лучше, как понять, за что хвататься? А кто-то скажет: зачем вообще так перегружать ребенка и лишать его детства?

Определясь с основными целями развития, мы сможем обрести внутренние опоры, а главное — расставить приоритеты, что и позволит нам оценить для себя и понять место и роль каждой методики именно для нас и нашего ребенка. Не натаскивание, а действительно глубинное развитие, раскрывающее истинный ДАР, не знаточество, а полноценное развитие души, личности ребенка.

Мы помним метод Сократа, его искусство майевтики, искусство постановки вопросов, искусство рассуждения, метод повивальной бабки, помощь в рождении. Мы развиваем это сами, и это одно из самых главных умений, необходимых нам как родителям, и одно из того, что необходимо постоянно прививать малышу, чтобы не заносило нас в наших родительских амбициях, и чтобы, говоря о разнообразных методах раннего развития, не ребенок был для системы, а система для ребенка.

Нет добродетели без рассуждения, учат нас святые отцы. Дай Бог справиться нам со столь непростой задачей.

О. В. Грибкова
«Ваша светлость» №2, 2006, Москва