http://www.levi.ru/houses/playground/sc ... school.phpНебольшая цитата:
В 1949 году в таежном поселке на Дальнем Востоке работал молодой
преподаватель английского языка Милослав Балабан. Учебников тогда в тех
краях не было, а адаптированные книги почему-то были. На основе
обильного чтения этих книжек и либеральной системы оценок учитель,
которому не жилось спокойно и не работалось по традиции, позволяющий
успешно выпускать специалистов, глухонемых к иностранной речи,
разработал столь действенные процедуры обучения английскому языку, что
успеваемость его учеников оказалась лучшей в СССР - 97 процентов! От
феномена поскорее поспешили избавиться.
На новом месте работы, в металлургическом техникуме в Горьковской
области, Милослав Александрович продолжил свои либеральные поиски, и к
третьему курсу его студенты свободно читали статьи по специальности в
американских журналах. На этой основе он написал и издал учебник для
техникумов. В связи со всеми этими достижениями он был немедленно
уволен.
Ему ничего не оставалось, как поступить в аспирантуру в Москве и
защитить диссертацию. Получив кафедру в пединституте на Украине, на
факультете иностранных языков, Милослав Александрович организовал на
своих занятиях столь интенсивное общение студентов, что уровень знаний
языка у них намного превысил программные требования. Необъяснимый успех
либеральной методики не устраивал тех, кто постоянно оправдывал
собственные неудачи перегрузкой программ. Подозрительного преподавателя
и его студентов так долго и кропотливо проверяли, что он сам начал
поиски нового места и прошел по конкурсу в подмосковный пединститут.
Однако и там он не стал работать как люди. По известному уже двести лет
принципу школ Белл-Ланкастера, где старшие ученики обучали младших, на
основе идеи "учебной вертикали" ему удалось показать, что старшие
ученики эффективно учатся сами именно потому, что используют свои еще
слабые книжные знания по их прямому назначению - объясняя младшим то,
что тем бывает трудно понять. Эффект был таким замечательным, что
утвержденный министерством и рассчитанный на десять лет эксперимент было
приказано прекратить немедленно. Еще бы: студенты так бойко заговорили
по-английски, что во время выездных занятий в Москве разговорились и
подружились с американскими туристами.