О музыке или практика дружественности с фортепиано
Добавлено: 24 авг 2009, 21:03
Да, о музыке хочется сказать особо. (Приношу извинения за получившееся длинное сообщение, пишу для тех, кому это будет интересно.)
Результат для меня оказался неожиданным. Это произошло уже после отъезда Валерия Александровича. Запрос на семинар лежал у меня в плане теории и практики дружественности. А здесь оказалась практика дружественности с фортепиано.
Очень хочется поделиться нарастающим восторгом.
После семинара начала свои "опыты" взаимодействия с фортепиано.
И стыдно, и поразительно, но все, что говорил В.А. о движении, опоре, касании, слышала давно и не раз. Но вот, наконец-то, ощутила. И понесло.
Поначалу очень боялась, что буду делать и закреплять что-то не то, сомневаясь в том ли направлении меня несет и заносит.
Очень хотелось направляющего и корректирующего руководства, опор для самообучения.
Однако, и деваться некуда, и "гениальный учитель - Обезьян" заставляет поражаться и снимает сомнения появляющейся легкостью, наслаждением во всем теле, приятностью на душе.
Надеюсь, что двигаюсь по пути правильного пользования скелетом, что приходит в ощущениях, потому что перестала болеть от стояния за фортепиано "сломанная" спина. Это потрясающе. (Для справки: состояние моей спины было, увы, таково, что 5-7 минут стояния было достаточно для получения надолго и хорошей боли.)
С превеликим удовольствием, учась у Обезьяна (к нему теперь только на «Вы»), начала играть гаммы. Скелет "встал" на место во время работы над последней гаммой.
Произвели впечатление слова В.А. о том, что прежде всего надо научить ребенка (речь шла об обучении) пользоваться собственным скелетом. Теоретически это всем понятно, никто не будет оспаривать. Но ГДЕ это реализуется практически, особенно при обучении игре на фортепиано? Сколько приходилось сталкиваться, как на протяжении всего урока учитель стучит по спине ребенка: «Держи спину ровно!» Ему и без того нелегко, необходимо удерживать запредельное количество линий внимания, а тут еще надо постоянно ПОМНИТЬ о спине и ДЕРЖАТЬ ее в якобы правильном положении. Что само по себе немалый труд. Здесь же спину не только не надо держать, позвоночник автоматически простраивается и, что почти невероятно, еще и оздоравливается. Как далека от этого традиционная так называемая постановка рук, над которой при этом бьются годами, и мало кто выдерживает эту битву.
Потрясает опора, наконец-то, ощутила раскрыленность, ее естественность и целесообразность. После раскрыленности следует только ПОЛЕТ. При чем полет распространяется на все, будь-то печатание на клавиатуре, будь-то появившееся неодолимое желание танцевать, ощущение грациозности движений, которая теперь легко достигается (не скромно только так про себя говорить). Кстати, это еще хорошо прибавляет уверенности.
Сейчас еще начинаю осознавать место этого в процессе постановки навыка. Это аналогично тому, что есть «Аэробика во рту» при изучении иностранных языков. Давно для себя определила этот этап как нулевой. По сути это брешь, подобный этап отсутствует в остальных системах изучения языков. А результат — ты еще практически ничего не знаешь, а одно только произнесение звуков, слов, отдельных фраз уже приятно. Так, провожу аналогию и здесь. Ты еще ничего не знаешь, не умеешь сыграть никакой пьесы, а само прикосновение к клавишам, опора на них, извлечение звука за звуком — уже приятно, привлекает, хочется это делать снова и снова, хочется двигаться вперед. И при этом ты все время в позиции исследователя.
Ощутив это, можно НАЧИНАТЬ обучение. Только уже такое, которое дает удовольствие, развивает, окрыляет, вдохновляет, заряжает.
И кстати, сколько видела детей, изначально, видимо все-таки идя от естественной опоры, практически все ставят большой палец на клавишу вертикально сверху, что автоматически дает и нужную выворотность и окрыленность. Но тратится немало времени и усилий, чтобы уложить его так, как требуется.
Через некоторое время ощутила возможности кисти - все 180 градусов, что опять же несравнимо с возможностями движения руки при традиционной постановке.
Меня это тоже вдохновляет, остановиться невозможно!
И еще большой плюс — новое обращение и проживание теории и практики навыка в новом опыте.
Результат для меня оказался неожиданным. Это произошло уже после отъезда Валерия Александровича. Запрос на семинар лежал у меня в плане теории и практики дружественности. А здесь оказалась практика дружественности с фортепиано.
Очень хочется поделиться нарастающим восторгом.
После семинара начала свои "опыты" взаимодействия с фортепиано.
И стыдно, и поразительно, но все, что говорил В.А. о движении, опоре, касании, слышала давно и не раз. Но вот, наконец-то, ощутила. И понесло.
Поначалу очень боялась, что буду делать и закреплять что-то не то, сомневаясь в том ли направлении меня несет и заносит.
Очень хотелось направляющего и корректирующего руководства, опор для самообучения.
Однако, и деваться некуда, и "гениальный учитель - Обезьян" заставляет поражаться и снимает сомнения появляющейся легкостью, наслаждением во всем теле, приятностью на душе.
Надеюсь, что двигаюсь по пути правильного пользования скелетом, что приходит в ощущениях, потому что перестала болеть от стояния за фортепиано "сломанная" спина. Это потрясающе. (Для справки: состояние моей спины было, увы, таково, что 5-7 минут стояния было достаточно для получения надолго и хорошей боли.)
С превеликим удовольствием, учась у Обезьяна (к нему теперь только на «Вы»), начала играть гаммы. Скелет "встал" на место во время работы над последней гаммой.
Произвели впечатление слова В.А. о том, что прежде всего надо научить ребенка (речь шла об обучении) пользоваться собственным скелетом. Теоретически это всем понятно, никто не будет оспаривать. Но ГДЕ это реализуется практически, особенно при обучении игре на фортепиано? Сколько приходилось сталкиваться, как на протяжении всего урока учитель стучит по спине ребенка: «Держи спину ровно!» Ему и без того нелегко, необходимо удерживать запредельное количество линий внимания, а тут еще надо постоянно ПОМНИТЬ о спине и ДЕРЖАТЬ ее в якобы правильном положении. Что само по себе немалый труд. Здесь же спину не только не надо держать, позвоночник автоматически простраивается и, что почти невероятно, еще и оздоравливается. Как далека от этого традиционная так называемая постановка рук, над которой при этом бьются годами, и мало кто выдерживает эту битву.
Потрясает опора, наконец-то, ощутила раскрыленность, ее естественность и целесообразность. После раскрыленности следует только ПОЛЕТ. При чем полет распространяется на все, будь-то печатание на клавиатуре, будь-то появившееся неодолимое желание танцевать, ощущение грациозности движений, которая теперь легко достигается (не скромно только так про себя говорить). Кстати, это еще хорошо прибавляет уверенности.
Сейчас еще начинаю осознавать место этого в процессе постановки навыка. Это аналогично тому, что есть «Аэробика во рту» при изучении иностранных языков. Давно для себя определила этот этап как нулевой. По сути это брешь, подобный этап отсутствует в остальных системах изучения языков. А результат — ты еще практически ничего не знаешь, а одно только произнесение звуков, слов, отдельных фраз уже приятно. Так, провожу аналогию и здесь. Ты еще ничего не знаешь, не умеешь сыграть никакой пьесы, а само прикосновение к клавишам, опора на них, извлечение звука за звуком — уже приятно, привлекает, хочется это делать снова и снова, хочется двигаться вперед. И при этом ты все время в позиции исследователя.
Ощутив это, можно НАЧИНАТЬ обучение. Только уже такое, которое дает удовольствие, развивает, окрыляет, вдохновляет, заряжает.
И кстати, сколько видела детей, изначально, видимо все-таки идя от естественной опоры, практически все ставят большой палец на клавишу вертикально сверху, что автоматически дает и нужную выворотность и окрыленность. Но тратится немало времени и усилий, чтобы уложить его так, как требуется.
Через некоторое время ощутила возможности кисти - все 180 градусов, что опять же несравнимо с возможностями движения руки при традиционной постановке.
Меня это тоже вдохновляет, остановиться невозможно!
И еще большой плюс — новое обращение и проживание теории и практики навыка в новом опыте.