Подход к семейному воспитанию мы основываем на принципах постпсихологии В.А.Куринского, находя в ней методологию и технологию естественного, "ненасильственного" воспитания. На психологических семинарах мамы и папы знакомятся с закономерностями естественного развития и основанными на них принципами и практическими приёмами "ненасильственной" педагогики. Это - обучение без насилия и подавления, которое максимально способствует раскрытию внутреннего потенциала ребёнка, развитию интересов.

Каждый ребёнок талантлив, но как редко раскрывается его талант, как часто мы препятствуем этому процессу своими неправильными действиями, как часто мы, с позиции своих "взрослых" представлений ограничиваем его внешнюю и внутреннюю активность.

Как организовать общение с ребёнком? Как создать творческую атмосферу? Где найти время? Собственные ответы на эти вопросы ждут родителей. Для этого нужно пересмотреть и переосмыслить свои взгляды, сформировать свою родительскую позицию, познакомиться с положениями "ненасильственной" педагогики, освоить её практические приёмы, организовать развивающую среду вокруг ребёнка и погрузить его в пространство позитивных высоких состояний.

Мы уже поняли, что наряду с заботой о развитии умственных способностей, наиболее выраженной у современных родителей, необходимо развитие эмоциональной сферы и обеспечение эмоционального благополучия ребёнка в целом и в частности во время обучения. Среди родителей принято гордиться интеллектуальными достижениями ребёнка, мало обращая внимания на те эмоции, которые он испытывает, и даже подавляя его чувства, что может привести к серьёзным проблемам в дальнейшем. При таком однобоком, как мы его назвали, "однополушарном" воспитании и обучении, страдает внутренний мир ребёнка, не развиваются полноценно его способности, не удовлетворяются его глубинные потребности и со временем снижается и сама познавательная активность, присущая ему любознательность.

Бережное отношение к эмоциональному миру, побуждение к осознанию, выражению и называнию чувств и состояний, чему надо уделять особое внимание, развитие воображения закладывают основы нервно-психического здоровья ребёнка, личностной полноценности.

Если посмотреть на эту проблему ещё глубже, как это мы сделали в начале нашего изложения, то мы увидим постоянные "ножницы", о которых уже шла речь. Чем больше будь то ребенок, будь то взрослый человек накапливает знаний, тем, образно говоря, дальше он уходит от себя. Обучение без обеспечения мультисенсорности восприятия, без осознания ощущений и собственных внутренних движений, без самонаблюдения и рефлексии, не говоря уже о проживании высоких состояний, просто вредно. Поверхностное усвоение знаний не способствует развитию глубины личности, не влечёт за собой подлинного развития, и уж тем более не соответствует той высокой цели, которую мы поставили в начале и определили как духовную эволюцию человека. Кто-то, может быть, посчитает это чересчур высокой планкой и решит, что эти цели не для него. Однако таков человек, таковы его уникальные, высшие, сугубо человеческие особенности, такова его глубинная сущность. Мы помним, что это требование его соответствия самому себе как виду и без этого он не будет иметь удовлетворения от жизни, без этого он не будет счастлив, без этого он просто не будет здоров.

Если вернуться к развитию собственно умственных способностей, то здесь гораздо важнее, развивая мышление, развивать способность к рассуждению, философичность, вводя в ежедневное общение, как говорит В.А.Куринский, тотальную диалектичность. Психика человека с более широким кругозором, человека с более разнообразными и высокими внутренними ценностями, гораздо более устойчива, он более находчив в различных жизненных ситуациях, у него больше внутренних опор, которые могут оказать ему поддержку в самые тяжёлые критичные периоды его жизни (например, в ситуации горя и т.д.). Список преимуществ можно продолжать и продолжать. Вот так из малого, из нюансов нашего бытового отношения вырастают большие достоинства.

Есть ещё много привычных, общепринятых и поэтому принимаемых как что-то само собой разумеющееся, конкретных моментов, которые тем не менее нуждаются в переоценке. Над многим следует остановиться, задуматься, пересмотреть отношение. Тогда у родителей действительно появляется возможность выявить и раскрыть и свой талант, и талант своего ребёнка.

Основы такого подхода заложены и в предлагаемом методе психологической подготовки к рождению и воспитанию. Данный метод разработан так, что развитие в этом направлении начинается уже во время беременности в каждом предлагаемом мероприятии, начиная с особым образом организованных занятий гимнастикой, тренингов на развитие умения чувствовать своё тело и т.д. до специальных занятий, направленных непосредственно на осознание этих принципов. Замечательно то, что это чудесным образом влияет и на протекание беременности, и на естественное течение родов, что мы постоянно пытались показать. Однако в этом нет ничего удивительного, потому что в основе лежит обращение, с одной стороны, к естественным для тела (и в родах, и в обучении!) принципам и механизмам и, с другой стороны, обращение к целостной природе человека, которое принимает во внимание все три рассмотренных уровня – физический, психический и надпсихический или духовный – и учитывает его двойную эволюцию.

Забота о качестве общения, о качестве и высоте переживаемых совместно с ребёнком состояний, о качестве происходящего в результате внутреннего развития, о чистоте помыслов, о создании позитивного пространства способствует развитию навыков духовного общения. Это достойно быть первичной целью взаимодействия взрослого и ребёнка и является прочной основой их гармоничных отношений, и полноценного развития обоих.